Рассмотрим правила поведения за рулем ночью, возможные опасности и способы их предотвращения. При ухудшении видимости скорость реакции снижается.
В дневное время, при хорошей погоде водитель имеет достаточное поле зрения и реагирует на изменения дорожной ситуации максимально быстро. Но при ухудшении видимости скорость реакции также снижается. Рассмотрим правила поведения за рулем ночью, возможные опасности и способы их предотвращения.
Чем отличается вождение при изменении освещения
При выезде в ночное время и наступлении сумерек в дороге главное ограничение – дальность видимости. Если днем человеческий глаз видит на максимальной дальности и среагирует на изменение окружения боковым зрением, то в ночное время есть только свет фар на ближайшие 100 метров и уличные фонари (при их наличии). Учитывая скорость движения автомобиля, зона видимости становится еще меньше, и до препятствия в момент его регистрации мозгом останутся считанные метры. Некачественное освещение и препятствия для обзора ухудшают ситуацию. Возможные непредвиденные ситуации при ночном вождении:
- Встречные машины с дальним светом – они ослепляют водителя на 1-2 секунды, которые могут стать решающими в критической ситуации.
- Плохая погода в ночное время значительно снижает дальность освещения и соответственно, видимости.
- Пешеходы и велосипедисты без светоотражающих элементов незаметны в ночное время.
- Та же ситуация при неполноценном обустройстве переходов, о наличии которых сложно узнать до момента подъезда.
- Плохое состояние дорожного покрытия – в дневное время видны ухабы и ямы, а ночью из-за них водитель рискует потерять управление машиной.
Рассмотрим способы предосторожности, которые помогут избежать негативных последствий при ночном вождении.
Управление автомобилем ночью
При вождении в ночное время водитель должен быть максимально сконцентрирован, особенно в незнакомой местности. Нужно следить за знаками, разметкой и т. д. Хорошо помогает в этом навигатор, по которому можно увидеть пересечения с другими дорогами и снизить скорость для проезда перекрестков.
До выезда необходимо подготовиться. Очистка лобового стекла, габаритных и головных фар поможет улучшить видимость освещения и обозначение своего транспортного средства на дороге. Процедуру желательно проводить по ходу движения при необходимости – на грязном стекле легко словить блики света от проезжающих машин, которые дополнительно ослепляют водителя. Для этого нужно возить с собой чистые салфетки, тряпку и воду, залить полный бак омывающей жидкости.
Ограничение скорости – лучший помощник в безопасном движении. Чтобы успеть среагировать на препятствие и дать время машине остановиться, оптимальной скоростью считается не более 50 км/ч. Пригодятся навыки обучения тому, как правильно тормозить на автомобиле – нельзя в любой момент зажать тормоз. Чтобы выработать правильные рефлексы, желательно тренироваться на знакомой пустой дороге в ночное время.
Чтобы снизить нагрузку на глаза, рекомендуется снизить яркость приборной панели, телефона, по возможности не включать бортовой свет.
Вождение ночью при плохой погоде
При ухудшении погодных условий в дневное время требуется соблюдать осторожность, а ночью проблема становится еще серьезнее. Это связано с ухудшением сцепления шин с асфальтом, от которого зависит скорость остановки машины в критической ситуации. Согласно правилам эксплуатации автомобиля зимой, необходимо сменить резину и провести технический осмотр, но даже эти процедуры не обеспечат такое же сцепление с дорогой, как летом в хорошую погоду. Сравним коэффициенты сцепления колес:
- сухое покрытие – 0,8;
- влажное – 0,6;
- мокрое – 0,4;
- рыхлый снег – 0,3;
- укатанный снег – 0,2;
- гололед – 0,1;
- мокрый лед – 0,05.
Рассмотрим, как вести себя в разное время года.
Зимняя ночь
Видимость снижается до нескольких метров – белые снежные хлопья отражают свет и ограничивают круг зрения. Скорость движения рекомендуется минимальная. Снег может маскировать лед или ледяную твердую колею, которая уведет машину. Особенно это актуально на проселочных дорогах.
Во время снегопада добавляется рыхлое покрытие – обгоны по такому снегу лучше не делать. В горку или свежий занос лучше проезжать на скорости – это вынужденная мера, чтобы не создать аварийную ситуацию или не съехать в кювет. При торможении разность сцепления укатанного и рыхлого снега также важно учитывать – машину при резкой блокировке колес может увести.
Наиболее опасно вождение в гололед – при малейшей ошибке машина уйдет в неконтролируемое скольжение по всему дорожному полотну. Постоянно нужно контролировать сцепление колес, не допуская пробуксовки. Современные авто имеют различные электронные системы для помощи водителю. Однако даже продвинутая электроника не заменит опыт вождения в критических ситуациях, поэтому выбирая, в какую автошколу лучше пойти учиться, лучше остановиться на заведениях, где есть инструкторы с большим опытом.
Туман и дождь
В условиях плохой видимости единственно правильное решение – снизить скорость, не совершать обгоны и держать безопасную дистанцию до впереди едущей машины. Обычно этого правила придерживается весь поток машин, и соблюдать их легко. При сильном тумане ближайшее окружение превращается в «молоко», а противотуманные фары могут показать только расстояние в 20-30 м, которого не хватит на реакцию. Водители ориентируются по габаритам и постоянно готовы резко затормозить.
В дождливую ночь ко всем проблемам видимости добавляется эффект аквапланирования. Протектор не справляется с водой под колесом, и оно не достает до асфальта при движении на большой скорости. Также встречный водитель может намеренно или случайно облить ваше лобовое стекло водой, ослепив на несколько секунд.
Все нюансы, которые возникнут в дороге, предусмотреть невозможно. Но отличие хорошего водителя в том, что он делает все возможное для подготовки к непредвиденным ситуациям.
Если вы ещё не проходили обучение в автошколе и только собираетесь на курсы получения водительских прав категории Б, то страх перед ночными поездками может частично исправить обучение в осенний и зимний период - светлое время суток быстро заканчивается и у вас будет достаточно времени на практике, чтобы отточить свои навыки вождения по ночной дороге.