Как правильно тормозить на автомобиле

Значительная часть аварийных ситуаций на дороге возникает из-за того, что водители неправильно тормозят на перекрестках, светофорах, пешеходных поворотах и других сложных участках. Даже профессионалы с большим стажем вождения могут растеряться в интенсивном потоке машин и несвоевременно совершить нужный маневр. Чтобы не попасть в ДТП, не подвергнуть опасности жизнь пассажиров и участников дорожного движения, нужно досконально изучить, как правильно тормозить на автомобиле в разных ситуациях, учитывать особенности транспортного средства, погодные условия и состояние самой дороги.

Особенности торможения автомобиля

Сначала нужно пройти уроки вождения на автодроме и в городских условиях под руководством опытного инструктора. Метод и техника торможения полностью зависит от типа коробки передач – механической или автоматической.

Автоматическая коробка

В автомобиле с АКПП процесс замедления скорости более простой. Нужно плавно жать на педаль тормоза до полной остановки. Еще один вариант – тормозить двигателем, когда машина едет с крутого спуска, или с системой тормозов внезапно возникли неполадки. Необходимо использовать режимы S, L и нажатие кнопки Hold.

Механическая трансмиссия

Машинами с МКПП управлять и тормозить сложнее, что связано со специфическими особенностями трансмиссии транспортных средств. В зависимости от ситуации на дороге и состояния трассы нужно быстро сориентироваться и выбрать правильный вариант. Если, например, водитель едет по сухой асфальтированной дороге и должен замедлиться перед перекрестком или светофором, нужно:

  • плавно выжать педаль сцепления;
  • не отпуская сцепление, нажать на тормоз;
  • удерживать сцепление и тормоз до полной остановки;
  • перевести рычаг МКПП на первую позицию, чтобы тронуться дальше.

Все действия нужно выполнять аккуратно и плавно, иначе есть риск затормозить слишком резко и зацепить багажником заднюю машину. Да и самому водителю будет некомфортно при таком торможении.

При наличии системы ABS

Устройство такой тормозной системы существенно отличается от стандартной механики или автоматической коробки. Автоблокировочная система контролирует вращение ведущих колес и предотвращает их блокировку в момент торможения, причем работает очень эффективно даже на скользкой трассе.

Задача водителя – выжать сцепление и зажать педаль тормоза для быстрой остановки. За остальное отвечает ABS. При нажатии на сцепление и тормоз возникает характерный стук, что говорит о включении АБС в процесс замедления скорости машины. Применять метод экстренного торможения при наличии антиблокировочной системы бессмысленно.

Основные виды торможения

На занятиях в автошколе обучают теории и практическим навыкам вождения. Слушателям курсов рассказывают и демонстрируют, как правильно трогаться с места на механике и автомате, как поворачивать и тормозить. Существует три основных способа остановки автомобиля – штатный, комбинированный и экстренный. С каждым из них нужно ознакомиться подробнее.

Штатное

Наиболее безопасный и эффективный метод предполагает остановку автомобиля без резкого торможения, которое могли бы потребовать особенные обстоятельства на дороге. На машинах с МКПП правильно, несложно и экономно тормозить двигателем, что позволяет достаточно быстро останавливаться, не вредить состоянию авто и экономить на топливе. Как тормозить:

  • доехать до места предполагаемой остановки;
  • не нажимая сцепление, плавно отпустить педаль газа;
  • двигатель прекратит работу, и колеса перестанут вращаться;
  • произойдет естественная остановка автомобиля.

Чтобы мотор не заглох, нужно выжать сцепление и перевести рычаг МКПП на «нейтралку». Затем медленно и плавно нажать на тормоз. Водители с большим опытом поступают иначе – самостоятельно переключают передачи на понижение, не дожидаясь холостого хода.

Комбинированное

Данная техника торможения объединяет медленную плавную остановку двигателем с одновременным нажатием педали тормоза. Поскольку автомобиль в момент торможения едет на включенной передаче, то исключена блокировка колес при выполнении маневра, что упрощает управление, когда после остановки нужно сразу продолжить движение.

Как замедлить скорость и остановиться:

  • ногу убрать с педали газа;
  • плавно выжать сцепление;
  • отпустить газ полностью;
  • одновременно нажимать на тормоз;
  • на холостом ходу задействовать сцепление;
  • перевести механику в нейтральное положение;
  • остановить транспортное средство.

Комбинированное торможение лучше использовать, когда до предполагаемого места остановки остается небольшое расстояние. Этот метод более быстрый и эффективный.

Экстренное

В случае нештатной ситуации на дороге водителю нужно максимально быстро сориентироваться и остановить машину. Экстренное торможение необходимо, если на пути внезапно возникло непредвиденное препятствие. При таком способе остановки слышен визг покрышек, колеса продолжают вращаться по инерции. Управлять машиной практически невозможно. Сам автомобиль страдает от экстренного торможения, но к данному методу приходится прибегать, чтобы не попасть в аварию.

Как затормозить экстренно:

  • педаль тормоза выжать до предела;
  • после взвизгивания шин слегка ослабить давление на тормоз;
  • снова с силой вдавить педаль;
  • повторять действия до полной остановки машины.

Экстренное торможение не является правильным, но иногда оно неизбежно. Для внезапной остановки не стоит вообще трогать сцепление и переключать передачи.

Получите скидку 5 000 рублей прямо сейчас:
 

Ответьте правильно на 5 вопросов и получите за каждый правильный ответ по 1 000 рублей скидки на обучение!

Как тормозить в сложной ситуации

При отсутствии достаточного опыта вождения нужно аккуратно управлять автомобилем. Чтобы быстро и эффективно остановить машину, следует придерживаться рекомендаций специалистов:

  • Не тормозить на повороте с включенной передачей и стараться не останавливаться резко на таких участках пути.
  • Если других вариантов нет, то нажимать на тормоз до входа в поворот, не трогать сцепление и МКПП.
  • На скользкой трассе для остановки использовать метод прерывистого торможения, удерживая колеса и не позволяя им буксовать.
  • Не превышать критическую скорость транспортного средства при прохождении крутой дуги, иначе авто «слетит» с траектории.
  • Соблюдать особенную осторожность при езде по мокрой, обледеневшей или заснеженной трассе, двигаться медленно, чтобы вовремя затормозить при необходимости.

Без практического опыта торможения в разных ситуациях за руль садиться нельзя. Очень легко потерять управление автомобилем и попасть в аварию.

 

Назад