Многие водители, самостоятельно сев за руль после автошколы, испытывают затруднения в проезде сложных перекрестков.
Многие начинающие водители, самостоятельно сев за руль после автошколы, испытывают затруднения в некоторых вопросах. Их учат, как тормозить на автомобиле, парковаться, правильно сидеть за рулем. Но некоторые умения приходят с опытом. Наиболее сложен для новичков проезд перекрестков.
При обучении в автошколе "Авто-Премиум" на права категории Б для новоиспеченного водителя это не составит большого труда.
Одно дело – решать билеты, заглядывая в правила, и совсем другое – быстро ориентироваться в реальной дорожной ситуации. Не все с ней справляются. Недаром согласно статистике, треть аварий случается именно на пересечении автотрасс. Особенно часто путаница происходит на нерегулируемых перекрестках. Однако решить вопрос о преимуществе не так сложно, если как следует разобраться с требованиями ПДД.
Регулируемые перекрестки
Как известно перекрестки подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. В первом случае все более или менее понятно – первоочередность проезда определяется сигналами светофорами и указаниями регулировщика. Важно запомнить: главный на дороге – регулировщик. Если на светофоре горит зеленый свет, а инспектор ГАИ, регулирующий движение, запрещает ехать – то надо слушаться его, ведь технические средства нередко выходят из строя.
Еще одно правило – если на перекрестке находится регулировщик или работает светофор, то знаки приоритета (второстепенная и главная дорога) не действуют.
Нерегулируемые перекрестки
Правильный проезд нерегулируемых перекрестков – дело более сложное, так как ничто не подсказывает, кому ехать первым. Американским водителям в этой ситуации правила облегчили жизнь. У них действует принцип FIFO: first in – first out. Исходя из него, первым едет тот, кто раньше всех оказался на пересечении. Причем неважно, на главной или второстепенной дороге он находится. У нас же первоочередность определяется знаками приоритетности и правилом «правой руки».
Пересечения главной и второстепенной дороги
Самый простой случай нерегулируемого перекрестка – пересечение главной и второстепенной. Первыми проезжают ТС, находящиеся на главной дороге, уступая помехе с правой стороны. В случае отсутствия пересечения траекторий никаких ограничений нет. Потом, руководствуясь тем же принципом, едут остальные ТС.
Немного более сложный вариант – изменение главной дорогой направления, так как не все это вовремя замечают. Здесь принципиально ничего не меняется, правила очередности движения остаются теми же.
В любом случае приоритет имеют водители, находящиеся на асфальтированной дороге, если она пересекается с грунтовкой. При выезде из дворов или прилегающих территорий необходимо уступить дорогу.
Равнозначные дороги
Равенство дорог зачастую пугает новичков, только прошедших обучение в автошколе, особенно если в городе большинство перекрестков являются регулируемыми. Со временем появляется опыт и страх проходит. В правилах указано:
- право первенства отдается рельсовому транспорту (трамваю);
- потом наступает очередь автомобилей;
- преимущество имеют водители, подъезжающие с правой стороны проезжей части (правило «правой руки»).
Очень редко, но возникает ситуация одновременного подъезда к перекрестку равнозначных дорог четырех автомобилей, намеревающихся продолжить движение в прямом направлении. В ПДД по этому поводу сказано, что водители должны договориться между собой, кто поедет первым. Это можно сделать, например, поморгав фарами.
Правила, распространяющиеся на всех
Во время пересечения перекрестка (неважно, в каком направлении), водитель должен пропустить людей, идущих по пешеходному переходу, и автомобили, которые пересекают предполагаемый маршрут движения. В случае непредоставления преимущества назначается довольно большой штраф – 1500-2000 р. Это относится как к регулируемым, так и нерегулируемым участкам. При установленном светофоре обычно это правило не доставляет проблем.
В случае образования на перекрестке пробки, выезд на него запрещен. Это сделано для того, чтобы не создавать помех машинам, проезжающим в поперечном направлении. В последнее время это нарушение стали фиксировать установленные на дорогах видеокамеры.
В эту же категорию относится привычка некоторых лихачей влетать на пересечение дорог одновременно с загорающимся красным светом. Согласно ПДД, водитель должен успеть проехать, не создавая помех другим ТС. Запрещается останавливаться на перекрестке в ожидании предоставления права преимущественного проезда.
Опытные автомобилисты советуют, не доезжая до перекрестка, внимательно посмотреть на знаки, регламентирующие направление движения по полосам. Это поможет заранее перестроиться для маневрирования.
Еще одно важное правило: спецтранспорт со включенными световыми или звуковыми сигналами всегда имеет преимущество. К таким участникам движения относятся скорая, пожарные, полиция. Их надо в обязательном порядке пропустить.
Особо сложные случаи
В мегаполисах довольно часто встречаются непростые развязки, состоящие из нескольких дорог, например, на бульварах. Иногда над их проездом задумываются даже водители с опытом. Как правило, здесь установлены светофоры. Если вы находитесь между двумя поперечными дорогами и в это время загорается красный свет, есть два варианта:
- при наличии стоп-линии остановиться перед ней и ждать зеленый;
- в случае отсутствия стоп-линии аккуратно завершить маневр, помня о том, что сбоку могут появиться машины, для которых загорелся разрешающий сигнал.
Есть еще один вид перекрестков – круговое движение. Здесь все очень просто: автомобили, движущиеся по кругу, имеют преимущество. За нарушение правила предусмотрен штраф в размере 1000 р.
Если знать правила, проезд любых перекрестков не составит труда. Чтобы преодолеть пересечение, надо просто быть внимательными, не лихачить и не нарушать ПДД.