Некоторые умения вождения автомобиля приходят только с опытом, и одно из них – контроль мертвой (слепой) зоны автомобиля.
В автошколе во время практического обучения будущим водителям дают много важных навыков. Их учат, как правильно тормозить на автомобиле, парковаться, осуществлять различные маневры и т. д. Однако есть умения, которые приходят только с опытом, и одно из них – контроль мертвой (слепой) зоны автомобиля. Многие узнают об этом понятии из личного горького аварийного опыта. По имеющейся статистике, именно это причина большого количества дорожно-транспортных происшествий, которые многие водители воспринимают как досадную случайность.
Что собой представляет слепая зона
Слепая зона проявляет себя чаще всего при параллельном перестроении. С ней нередко сталкиваются любители "подрезать". Водитель хочет резко перестроиться в соседний ряд, смотрит в заднее и боковое зеркала и начинает осуществлять маневр, так как не видит никакой угрозы. Внезапно на пути возникает непонятно откуда появившийся автомобиль, и происходит авария. Ее виновник недоумевает, как так случилось.
Все объясняется просто – ехавшая сзади машина в момент взгляда в зеркала находится в мертвой зоне (на уровне заднего ряда сидений за боковой стойкой автомобиля) и абсолютно не просматривается. Результат аварии зависит от различных факторов:
- скорости;
- габаритов;
- других помех.
Иногда можно отделаться царапиной, а иногда столкновение заканчивается летальным исходом, например, если в слепую зону попадает мотоциклист. Недаром среди любителей мототранспорта ее называют смертельной.
Как выявить мертвую зону
Для каждого транспортного средства мертвая зона своя. Она зависит от его размеров и конструктивных особенностей. Чтобы ее выявить, имеется два пути:
- Попросить кого-нибудь пройтись вокруг машины и проследить за ним в зеркала. Там, где помощник станет невидимым, и находится мертвая зона.
- Припарковаться у обочины и смотреть периферическим зрением, как проезжающие мимо машины пропадают и появляются в зеркалах.
Размер мертвой зоны нестабилен. Он увеличивается с повышением скорости движения, что объясняется сужением зоны бокового зрения.
Разновидностью мертвой зоны также можно считать пространство, находящееся ниже верха багажного отделения машины. При движении задним ходом там ничего не видно, и можно наехать на препятствие.
Как контролировать слепую зону
Наличие мертвой зоны – явление неприятное, но вполне контролируемое. Над этим надо работать так же, как и над остальными аспектами управления транспортным средством – возможностью ощущать габариты автомобиля, правильно сидеть за рулем и т. д.
Зеркала
Сначала нужно правильно настроить имеющиеся автомобильные зеркала. Мертвая зона увеличивается при их неправильном положении, а также при некоторых вариантах посадки на водительском сидении, так как значительно снижается обзор.
Как понять, что зеркала настроены правильно? Нужно посмотреть на расположение в них ручек передних дверей. Они должны быть хорошо видны. Все остальное пространство должна занимать проезжая часть.
Оптимальным и самым популярным способом устранения мертвых зон является установка дополнительного оборудования, а именно зеркал слепых зон. Они имеют маленький размер и размещаются на "родных" боковых зеркалах автомобиля в верхнем внешнем углу. Благодаря сферической форме они увеличивают горизонт обзора. Недостатком их установки является уменьшение используемой площади зеркала, на котором они находятся.
Также имеются варианты дополнительных боковых зеркал, имеющих собственный корпус. Их располагают над основными боковыми зеркалами.
Неплохое решение – покупка зеркала заднего вида параболической формы. Оно дает возможность посмотреть, что находится рядом с машиной. Его минус – небольшое искажение расстояния.
Стоит также учитывать факт оптического эффекта зеркал заднего вида. Производители этих автомобильных аксессуаров, используя современные технологии, добились увеличения обзора при стандартных габаритах. Водителям, имеющим небольшой опыт управления автомобилем, будет не лишним приобрести подобные модели зеркал.
Посадка при перестроении
При перестроении специалисты рекомендуют перед началом маневрирования изменить положение тела (немного наклониться назад или вперед, сдвинуться в бок). Это позволит увидеть дорогу с разных ракурсов и убедиться в безопасности.
Камеры заднего вида
Еще один выход из положения – оборудование автомобиля камерами, позволяющими видеть пространство сзади машины. В современных моделях изображение выводится прямо на панель управления. Правда, при их использовании надо быть особенно внимательным, чтобы наблюдать одновременно и за передними, и за задними помехами.
Компьютерный помощник
Самый продвинутый метод контроля слепых зон – использование компьютерных систем, которые предупреждают водителя о приближении опасности. Они особенно удобны при движении задним ходом.
Таким образом, при внимательной езде и постоянном контроле мертвые зоны – не такая уж неразрешимая проблема. Их влияние можно минимизировать, если заранее готовиться к маневрированию, правильно настраивать зеркала, использовать дополнительные средства обзора. Научиться обзору мертвых зон можно на курсах обучения на права категории B. Инструкторы во время практики уделяют большое внимание этому моменту.
К тому же действенным средством предотвращения аварий, происходящих из-за попадания едущего сзади автомобиля в слепую зону, является использование поворотников, которые предупреждают участников дорожного движения о намерении изменить полосу или повернуть. Перед перестроением надо посмотреть налево и направо и плавно вливаться в соседний ряд под острым углом.