Тонировка автомобиля: польза или вред
Споры о тонировке не стихают до сих пор, несмотря на то, что правилами дорожного движения разрешено только слабое затемнение окон автомобиля. У приверженца каждого варианта есть свои доводы в пользу своей позиции.
Польза тонировки
Доводов в пользу тонирования стекол автомобиля много. Стоит рассмотреть каждый из них поподробнее.
Защита от жары
Один из самых главных доводов в пользу тонировки – защита от нагрева салона от солнечных лучей. Если пленка зеркальная, то солнечный свет, а именно инфракрасные лучи, не проникают в салон, от чего он меньше нагревается. Однако в России она запрещена.
Если же пленка просто темная, то она притягивает солнечный свет, а значит, салон нагреется еще сильнее. Современные автомобили снабжаются специальными атермальными стеклами, уменьшающими нагрев салона летом, а зимой снижают потери тепла. Приклеивая на такие окна темную пленку, вы просто сводите к нулю их достоинства. Таким образом, аргумент – термозащита – не работает.
Защита от бликов
Данный аргумент действительно рабочий. При тонировке верхней части лобового и полной площади боковых стекол водитель меньше страдает от слепящих лучей солнца и бликов. Тонировка играет роль своего рода козырька, который отражает свет и препятствует ослеплению. Особенно полезно в этом случае полное затемнение боковых окон при движении с востока на запад или наоборот. Солнце, находясь с одной стороны, слепит водителя, проникая сквозь боковое окно. Если оно затонировано, то лучи не так бью по глазам. А ведь закрыться от света сбоку у водителя нет никакой возможности.
Эстетичность
Одним нравятся темные стекла, другим – прозрачные. Автомобиль с тонированными окнами выглядит таинственно и солидно. Однако, окна должны быть тонированы равномерно, половина темных окон просто разбивает восприятие машины на две части. А если вы видели на выставках авто с полностью тонированными окнами, то это – демо вариант, в котором недоработан салон. Если машина полностью готова к серийному производству, то окна будут прозрачными. Производитель оставляет тюнинг на усмотрение владельца.
Уединенность
Затемненные задние окна позволяют скрыть то, что творится на заднем сиденье. Но данный аргумент также не является решающим. Супруга или супруг все равно узнают, а инспектор ДПС имеет право заинтересоваться подозрительной машиной с тонировкой. А если вы опасаетесь взглядов прохожих, то на скорости все равно сложно заметить, кто именно сидит у вас в салоне.
Вред затемненных стекол
Таким образом, все доводы в пользу тонировки разбиваются о здравый смысл. Затемненные стекла приносят скорее вред. И об этом говорят многие факты:
- Видимость ухудшается. Чем лучше обзор вокруг машины, тем безопаснее движение. Вы можете сказать, что в задние боковые окна смотрите редко, но, например, при движении задом в темноте тонировка может сыграть с вами злую шутку. После обучения на права категории Б мы настоятельно не рекомендуем использовать тонировку по крайней мере первое время, пока начинающий водитель не научится ориентироваться в пространстве и не привыкнет к габаритам автомобиля.
- Непрозрачность. Если у вас тонировано заднее стекло, то это может навлечь беду на окружающих. Если вы едете в потоке, а передняя машина тонирована, то вы не сможете рассмотреть, что происходит перед ней. А ведь предыдущее ТС вполне может внезапно остановиться. Вы, не увидев остановку авто, просто не успеете затормозить.
Доводы науки
Прямых исследований в России, позволяющих определить пользу или вред тонировки, нет. Кажется, что данная проблема возникла лишь недавно с нововведениями, но в действительности она появилась в Америке в конце 50-х годов. Первые затемненные стекла производились в США и сразу же вызвали споры о безопасности транспортных средств с тонированными окнами.
За применение тонировки радели сами производители пленки, экологи, хосписы, простые люди. И тогда же ученые решились исследовать ее влияние на водителей и окружающих людей.
Прямых опытов опять же не было. Проводились только лабораторные испытания. Подопытным предлагалось определить ориентацию слабоконтрастных черточек сквозь стекла разной степени тонированности. Также замерялось время реакции на отдельные изменения обстановки.
Результаты противоречивы. На них влияет не только степень тонировки, но и возраст подопытных. И здесь становятся понятными споры между молодыми и пожилыми водителями. Последние выступают против затемнения, и исследования показали, что реакция автомобилистов в возрасте существенно снижена из-за тонировки. А молодые ее просто не замечают.
Исследования велись и в области затемнения лобового и боковых стекол. Основная проблема в первом случае – сокращение расстояния, на котором водитель может распознать малоконтрастный объект. К примеру, пешеход, путешествующий по обочине, может быть не замечен. Опытным путем ученые выявили – затемнение снижает дальность распознавания на 20% и больше.
Данные исследования лежат в основе правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля многих стран. Законодательство России в этой части вы можете изучить на курсах онлайн-автошколы, где сможете задать кураторам любые вопросы. Что касается цифр, то в большинстве государств принята минимальная степень светопропускания переднего стекла – 70%. Ширина тонированной зоны не должна превышать 10% от его общей площади.
Боковыми окнами водители пользуются редко. И сквозь них шофер не смотрит на удаленные объекты. И именно эти стекла часто подвергаются тонировке. Защита от любопытных глаз и палящего солнца летом – сильные искушения. Однако, если вам предстоит езда на автомобиле за границей: штрафы, правила, особенности стоит изучить. Например, в США в разных штатах разрешена разная степень затемнения боковых стекол. Цифры варьируются от 28 до 70%.
В Российской Федерации тонировка боковых стекол должна пропускать от 70% света. Важно помнить, что возраст водителя играет приоритетное значение. Пожилым сложно ездить уже с 20% затемнением, молодые могут свободно управлять машиной с "глухой" тонировкой. На чем основываются данные выводы, не совсем понятно, ведь полноценные исследования отсутствуют.
Кратко о главном
Тонировка вредна для пожилых водителей, молодые ее просто не замечают.
Тонированный автомобиль автовладельца любого возраста снижает видимость на дороге и увеличивает риск происшествия.
Точных исследований о вреде или пользе тонировки нет. Если говорить о наблюдениях, то затемнение полезно исключительно летом на боковых окнах.
Лобовое стекло тонировать нельзя ни в одной стране мира.
Для полноты исследований нужна опытная группа из 30 водителей разного возраста. Они должны сидеть за рулем транспортных средств с различной степенью затемненности окон и выполнять действия, близкие к настоящим ситуациям на дороге. Только такие испытания помогут выявить вред или пользу тонировки, а также ее влияние на людей разных возрастных групп. Но таких опытов пока не проводилось, и вряд ли они будут введены, ведь правительство уже установило нормы затемненности окон машины.