Транспортное средство с конвейера готово к длительной эксплуатации, поражает безупречным внешним видом и безукоризненной работой. Но чтобы силовой агрегат, движущиеся детали двигателя, КПП и ходовой части функционировали как можно дольше, автомобиль нужно обкатать. Деталям машины нужно "приработаться" для увеличения эксплуатационного ресурса.
Что понимают под обкаткой
Обкатка транспортного средства – это не сложный, но важный процесс по подготовке агрегатов, механизмов и узлов к дальнейшему интенсивному использованию. Уже на начальном этапе эксплуатации машины можно снизить риск поломок, а в некоторых случаях – выявить вероятные неисправности и дефекты. Чтобы покупка первого автомобиля не принесла неожиданных сюрпризов, следует осуществить обкатку и дать механизмам транспортного средства поработать под нагрузкой. Цели обкатки:
- подготовка агрегатов к эксплуатации;
- проверка технического состояния узлов;
- определение возможных неисправностей;
- приработка КПП и двигателя;
- испытание механизмов тормозной системы.
Автопроизводители проводят многочисленные тестирования машин, проверяют высокоточные подвижные элементы. Несмотря на техническую безукоризненность современных автомобилей, взаимодействующие друг с другом детали нуждаются в элементарной притирке. Это увеличивает полезный ресурс сложных узлов и подготавливает механизмы к повышенным нагрузкам выше диапазона максимальной эффективности.
Важные преимущества обкатки
Тщательное тестирование нового автомобиля упрощает эксплуатацию транспортного средства в дальнейшем. Поэтому одной "холодной" обкатки мотора, которую проводят производители машин на заводских стендах, недостаточно. Это первичная приработка пар трения. Вождение зимой или летом нового авто должно начинаться с "горячей" обкатки. Преимущества процесса:
- очистка мотора от остатков стружки и грязи после сборки в условиях завода;
- сглаживание мелких шероховатостей металлических деталей;
- обнаружение заводского брака или дефектов;
- приработка подвижных частей разных узлов;
- притирка колодок тормоза для безопасного вождения.
Во время обкатывания происходит очистка силового агрегата и смазочной системы. Обкаточные манипуляции должны быть аккуратными и бережными, без резких нагрузок на мотор, интенсивных разгонов и торможений. "Холодная" обкатка не может сымитировать реальные условия эксплуатации машины. Поэтому нужна "горячая" притирка деталей.
Главные правила
Чтобы избежать непредвиденных негативных последствий и долго ездить на новом авто, при обкатке нужно придерживаться определенных правил. Пройдя обучение на права категории В, владелец машины может выполнить манипуляции самостоятельно или воспользоваться помощью опытного водителя. Рекомендации, которых нужно придерживаться:
- Использовать для заправки новой машины только качественное топливо и расходные материалы.
- Сначала проверить давление в колесах.
- Выяснить, нет ли течи смазки.
- Постоянно контролировать уровень тормозной смеси, моторного масла и охлаждающей жидкости.
- Не допускать, чтобы двигатель долгое время работал в холостом режиме.
- Не перегружать новую машину багажом и дальними поездками.
Переключаться на пониженную или повышенную передачу нужно постепенно. Для бензиновых двигателей нежелательно превышение оборотов ДВС более 3000 об/мин., для дизельных – не выше 1200-2500 об/мин. Нельзя применять агрессивный стиль вождения, перегружать новую машину прицепом, ездой "под горку", резкими торможениями и рывками.
Продолжительность обкатки автомобиля
Проводить обкатку лучше в городских условиях. Предпочтительно ездить по автомагистралям с хорошим дорожным покрытием. Мнения специалистов относительно расстояния, которое должен проехать автомобиль при обкатке, отличаются. Но первые 1500-2000 км, пройденные новым транспортным средством, наиболее важные для притирки деталей и узлов. Рекомендованный для "горячей" обкатки пробег зависит от марки, модели и технических характеристик машины.
Основные этапы обкатки мотора
Сегодня цена на обучение в автошколе вполне доступная, поэтому получить права несложно. Купить новую машину из салона также реально благодаря программам автокредитования. Но чтобы не навредить новому ТС, нужно выполнить поэтапную обкатку двигателя.
Первый этап
Рекомендуемый пробег – 500 км. Скорость при прохождении первых 50 км – в пределах 40-50 км/ч на 3-й передаче. Далее нужно увеличить скорость до 60-70 км/ч, перейти на 4-ю передачу и проехать 100-150 км. Каждые следующие 100 км пути необходимо повышать скорость на 10 км/ч. Не стоит двигаться в гору и агрессивно управлять машиной.
Второй этап
Очередные 500 км расстояния нужно ехать на пятой передаче при скорости 100-120 км/ч на оборотах двигателя до 3000 об/мин. Необходимо избегать крутых подъемов и спусков. Если это невозможно из-за особенностей трассы, рекомендуется преодолевать сложные участки пути на 3-й или 4-й передаче.
Третий этап
На следующем отрезке в 500 км обороты мотора нужно увеличить до 3500 об/мин. Максимальная скорость движения должна составлять 130-140 км/ч. Нельзя ехать на 5-й передаче в гору или тормозить двигателем.
Четвертый этап
Последние 500 км расстояния обкатку можно осуществлять с прохождением подъемов и спусков умеренной крутизны, используя 5-ю передачу на скорости 100-110 км/ч. На ровных участках пути скорость должна составлять 80-90 км/ч. Когда водитель меняет передачи, мотор можно разгонять максимально до 4000 об/мин.
При движении машины на холостых оборотах возникает излишняя нагрузка на мотор. Хотя многие водители считают такую езду щадящим режимом. Масляная защитная пленка образуется при оборотах от 1200 об/мин. Поэтому езда на холостом ходу приводит к сухому трению деталей, что совершенно не подходит для обкатки новой машины. Холостые обороты можно применять только при прогреве мотора. Перед "горячей" обкаткой не стоит менять масло в двигателе, залитое автопроизводителем. Но после тестирования моторную смазку нужно заменить.