Термин "обгон" означает опережение впереди идущего автомобиля, при котором совершается выезд на встречную полосу. При обучении на права категории А и В автоинструкторы уделяют изучению обгонов много внимания. Это неслучайно, ведь обгон считается одним из самых сложных и опасных маневров. По статистике, четверть всех ДТП происходит при неправильно выполняемом обгоне, причинами которого является неумение водителя здраво оценить риски и рассчитать маневр.
Где запрещен обгон
Водитель не имеет права обгонять другие автомобили в следующих ситуациях:
- В местах действия знака ПДД 3.20 "Обгон запрещен" – от места нахождения до ближайшего перекрестка или выезда из населенного пункта. Исключение составляют гужевые повозки и тихоходные транспортные средства, скорость которых не выше 30 км/ч.
- При проезде сложных перекрестков – регулируемых во всех случаях и нерегулируемых для едущих по второстепенной дороге.
- В месте пешеходного перехода.
- На мосту, эстакаде, путепроводе, в тоннеле и перед этими объектами.
- Перед ж/д путями на расстоянии 100 метров.
- На участках дороги с неполным обзором – при подъеме в гору, перед крутым поворотом.
- На участке с нанесенной сплошной разделительной линией.
Правильный обгон
Как правильно обгонять, рассказывает инструктор при обучении на права. Стоимость обучения в автошколе является индикатором качества получаемых знаний. От профессиональных инструкторов курсанты получают план действий при выполнении обгона:
- Перед маневром убедитесь, что запрещающий знак отсутствует и нет других причин, препятствующих совершению обгона.
- Оцените дорожную обстановку, ширину проезжей части и качество дорожного покрытия, наличие или отсутствие помех. Встречная полоса должна быть свободна на всем участке обгона. Убедитесь, что автомобили, идущие впереди и сзади, не собираются совершать такой же маневр.
- Приблизительно определите дистанцию до переднего автомобиля. Начинайте маневр на расстоянии 15-20 м от обгоняемого транспорта.
- Оцените скорость всех участников дорожного движения. Проще всего обгонять транспортные средства, едущие медленнее потока. Скорость вашего автомобиля во время обгона должна быть выше скорости обгоняемого на 20-30 км/ч. Это оптимальное преимущество, которое обеспечит самую короткую дистанцию, и обгон займет не больше 6 секунд.
- Начиная маневр, включите поворотник, увеличьте скорость и выдвиньтесь влево в зону видимости водителя. В плохую погоду подайте сигнал и помигайте дальним светом. Важно, чтобы водитель вас увидел и не изменил свой курс.
- Не снижайте скорость и постарайтесь пройти участок по встречке максимально быстро. Если на встречной полосе появилось транспортное средство или препятствие, мешающее обгону, сразу вернитесь на свою полосу.
- Завершая обгон, включите правый поворотник и плавно выезжайте на свою полосу. Важно встроиться в поток так, чтобы не создать помех движущимся автомобилям.
Распространенные ошибки
Дорожная обстановка меняется быстро, поэтому водители должны постоянно контролировать ситуацию и своевременно реагировать на ее изменение. Не только новички, но и опытные водители нередко допускают ошибки при обгоне:
- Начинают разгон после выезда на встречную полосу, поэтому динамики движения не хватает на выполнение маневра. Затяжной обгон чреват появлением препятствий к его завершению. Это может быть машина на встречке, возобновление сплошной линии разметки, крутой поворот и прочее.
- Совершают обгон при плохой видимости. В темное время суток следует перед разгоном включить ближний свет фар, чтобы не ослепить впереди идущего водителя.
- Не учитывают погодные условия. Дождь, снег или гололед ухудшают сцепление с дорожным полотном, что требует увеличения безопасной дистанции между машинами. Скользкая дорога может привести к заносу, усложнить управление машиной, поэтому разумнее отказаться от сложного маневрирования и предпочесть равномерную езду на средней скорости.
- Предпринимают обгон в условиях интенсивного движения в городе. Это нерационально – при серьезном риске ДТП экономия времени будет минимальна.
- Недостаточно контролируют обстановку вокруг автомобиля, оставляя "мертвые" зоны. Важно вовремя заметить перестроение других машин и не подставить под удар свой автомобиль.
- Не сообщают о готовящемся обгоне другим участникам движения. Нельзя забывать о включении поворотников, мигании фарами, звуковом сигнале. Нельзя вплотную приближаться к обгоняемому автомобилю, так как можно попасть в его "мертвую" зону и увеличить риск столкновения.
- Обгоняют колонну машин. При этом время нахождения на встречке удлиняется в несколько раз, растет риск столкновения со встречным транспортом. Кроме того, водитель не всегда может увидеть все впереди идущие машины, если они "прячутся" за поворотом или крупноразмерным транспортным средством. При появлении препятствий на встречке водителю трудно встроиться между близко идущими машинами.
- Обгоняют "паровозиком". Если идущий первым автомобиль имеет возможность правильно оценить дорожную обстановку, то следующие за ним машины могут не успеть отреагировать на изменения. К тому же им придется обгонять еще и автомобили, только что завершившие обгон.
Нарушение правил обгона сурово карается значительным административным штрафом или лишением прав управления автомобилем. Даже при наличии мощного, надежного автомобиля и многолетнего опыта вождения водителю стоит здраво оценить риски, ведь в случае серьезного ДТП автострахование не восполнит все затраты на восстановление машины.