После механики езда на автомате не составит никакого труда, а вот наоборот может и не получиться. Поэтому специалисты все-таки рекомендуют в автошколе практиковаться на МКПП.
Вопрос, на какой машине лучше учиться вождению: с коробкой-автомат или механикой, часто стоит перед поступлением в автошколу. У каждого варианта имеются свои преимущества и недостатки, но ясно одно – после механики езда на автомате не составит никакого труда, а вот наоборот может и не получиться. Поэтому специалисты все-таки рекомендуют в автошколе практиковаться на МКПП.
Однако в этом случае у многих начинающих автомобилистов возникают затруднения с началом движения, так как при неумелом пользовании сцеплением машина может начать дергаться или вообще заглохнет. Инструкторы по вождению предлагают несколько рекомендаций, которые помогут учащимся справиться с механикой и не дать автомобилю заглохнуть.
Принцип работы автомобиля во время начала движения
Чтобы лучше понять, как действовать при начале движения, надо знать, что в это время происходит с автомобилем. В запуске машины участвует несколько узлов. Мотор – сердце автомобиля и его главный агрегат. С помощью него энергия топлива преобразуется в механическую энергию, позволяющую начать движение.
Следующий узел – трансмиссия (коробка передач). Она бывает четырех видов:
- механика;
- автомат;
- вариатор;
- роботизированная.
Нас интересует первый классический вариант, состоящий из шестеренок и дискового сцепления. При перемене их положения происходит переключение скоростей, и вращательный момент передается через мост на колеса. В зависимости от выставленного положения переключателя они движутся медленнее или быстрее. В нейтральном положении вращения не происходит. В саму передачу входят два вращающихся зубчатых колеса.
Управление автомобилем происходит посредством педалей. У вариантов с классической механикой их имеется три:
- Сцепление. Его нажимают левой ногой. Оно соединяет коробку передач и мотор. При выжатом до упора сцеплении движения не происходит, так как вращение на колеса не передается.
- Тормоз. Его (а также педаль газа) выжимают правой ногой. Функция тормоза – прижать тормозные колодки к диску и остановить или замедлить движение автомобиля.
- Акселератор (газ). Чем больше мы выжимаем эту педаль, тем больше становится скорость. Это происходит благодаря повышению подачи топлива.
Рекомендации по началу движения
Есть несколько различных способов, как привести автомобиль в движение.
Специалисты советуют начать со следующего метода. Они предупреждают, что поначалу многие люди часто ошибаются (например, забывают снять автомобиль с ручного тормоза) или слишком сильно газуют, но со временем получается все лучше и лучше.
Для начала движения следует:
- Повернуть ключ в зажигании.
- Выжать сцепление.
- Перейти на первую скорость.
- Потихоньку отпускать сцепление.
Если все сделать плавно, то машина придет в движение. Здесь важно довести действия до автоматизма.
Освоив этот способ, можно попробовать более сложный вариант. В нем требуется умение удерживать обороты мотора на одинаковом уровне. Чтобы этому научиться, надо включить ручник, поставить нейтральное положение переключателя скоростей и жать на акселератор таким образом, чтобы на тахометре было одно и то же значение.
Чтобы начать движение, используя педаль газа, следует:
- Перевести КПП на нейтраль.
- Завести машину.
- Нажать на педаль сцепления.
- Выставить первую скорость.
- Потихоньку нажимать на газ (до положения стрелки тахометра в диапазоне 1500-2000) и плавно отпускать сцепление.
Существует еще один способ, который используют опытные водители. Между автолюбителями он называется «ножницами» или «качелями». Он состоит в следующем:
- Переключатель скоростей ставят на нейтраль.
- Машину заводят.
- Выжимают сцепление.
- Ногу ставят на акселератор, но не выжимают его.
- Постепенно отжимают педаль сцепления.
- Как только машина начнет слегка вибрировать, выжимают акселератор, постепенно увеличивая обороты.
Способ начать движение в гору
Для начинающих водителей это представляет определенные трудности, так как автомобиль может одновременно заглохнуть и начать катиться назад. Чтобы помочь себе в данной ситуации, на первых порах стоит использовать ручник. Если мотор работает, а переключатель скоростей находится в нейтральном положении, следует:
- Нажать на сцепление.
- Выставить первую скорость.
- Давить на газ, удерживая стрелку тахометра на отметке 1500.
- Потихоньку отжать педаль сцепления до падения числа оборотов около 1200-1300.
- Медленно отпустить ручник.
Важно: С увеличением крутизны горки увеличивается число оборотов, которые надо удерживать (но не выше 3000).
После того как освоен способ с ручником, можно переходить к использованию педали тормоза. Это делается следующим образом:
- Машину заводят.
- Выставляют нейтральную скорость.
- Ногу ставят на педаль тормоза.
- Отжимают сцепление.
- Выставляют первую скорость.
- Плавно отпускают муфту до начала падения оборотов и в этом положении фиксируют ногу.
- Быстро перемещают ногу на педаль газа и увеличивают мощность.
- Отпускают педаль сцепления.
Для начала следует учиться на небольших горках.
Способ удержать сцепление
Прежде чем новичок начинает «чувствовать» сцепление, обычно проходит не одна тренировка.
Чтобы научиться это делать, следует:
- Нажать педаль сцепления.
- Выставить первую скорость.
- Отжать педаль сцепления, не прибавляя газа (при хорошо отрегулированном сцеплении соединение происходит при 60-70% от всего хода).
- Когда у машины появляется вибрация, и она начинает трогаться, педаль сцепления удерживают несколько секунд в первоначальном положении.
После начала движения нельзя резко снимать ногу с педали сцепления, чтобы автомобиль не заглох.
Что будет, если трогаться неправильно
Начиная учиться ездить на машине, водители не имеют достаточного опыта и не всегда правильно выполняют последовательность действий при начале движения. Возможны такие варианты развития ситуации:
- Автомобиль дергается и глохнет – виновато быстро отпущенное сцепление.
- Мотор буквально «ревет», но машина стоит на месте – причина в раннем или слишком сильном нажатии на акселератор.
- Во время начала движения машина едет рывками – газ выжат слишком слабо
- Автомобиль поехал, но тут же заглох – причина либо в поднятом ручном тормозе, либо в недостаточном нажатии на акселератор.
Ничего страшного, если не все получается с первого раза. Упорные тренировки доведут действия до автоматизма. После того как вы освоите механику, вам станет ясно, как выбрать свой первый автомобиль – остаться на МКПП или приобрести автомат.