Понимая всю опасность такой ситуации, следует знать о мерах, которые помогут ее предотвратить.
Определение термина
Аквапланирование представляет собой явление, при котором шины автомобиля теряют сцепление с поверхностью дороги при наличии на нем большого скопления воды. В большинстве случаев оно возникает, когда водитель разгоняет автомобиль до скорости выше допустимой в данной ситуации. Однако существует еще ряд причин, приводящих к аквапланированию, о которых водитель должен обязательно узнать, проходя обучение на права категории В или А.
Принцип возникновения
Механизм аквапланирования состоит в том, что водоотводящие канавки протекторов рассчитаны на отведение конкретного объема воды для обеспечения пятна контакта шины с дорогой. Но при наличии большого количества воды на большой скорости, они не успевают выполнять свои функции. В результате этого между колесом автомобиля и дорожным покрытием формируется "водяная подушка", препятствующая соприкосновению с землей.
Факторы возникновения
Специалисты выделяют несколько факторов, которые являются катализаторами возникновения аквапланирования:
- чрезмерная скорость;
- толщина водяной пленки;
- глубина протектора;
- недостаточное давление в шине;
- малая масса автомобиля.
Также большое значение имеет состояние дороги. Наличие на ней неровностей, в которых скапливается вода, повышает риск возникновения аквапланирования. Особую опасность во время дождя несут асфальтовые колеи, на которых легко потерять управление.
Спорным остается вопрос о влиянии неудовлетворительного состояния амортизаторов подвески на сопротивляемость аквапланированию. Непосредственная связь между данными факторами отсутствует, но то, что неотрегулированный развал/схождение и неисправные амортизаторы затрудняют контроль над автомобилем, не вызывает сомнений.
Опасность аквапланирования
Водитель понимает, что наступило аквапланирование, после того, как автомобиль перестает реагировать на отклонение рулевого колеса. Сначала машина продолжает сохранять прямолинейную траекторию движения, но постепенно ее начинает заносить, что создает аварийную ситуацию или несет непосредственную угрозу жизни водителя и пассажиров.
Правила движения во время дождя
Основным правилом, которое подразумевает вождение автомобиля зимой и в дождливую погоду, является соблюдение скоростного режима. Однако сложность состоит в том, что правильно рассчитать данный показатель сложно даже опытному водителю. Недостаточно снизить скорость до отметки ниже 80 км/час. При большой толщине слоя воды это не предотвратит появление аквапланирования. Поэтому в сильный дождь даже с новыми покрышками следует быть максимально аккуратными и бдительными.
Среди других правил, которые изучают как при первичном прохождении курсов водителей, так и при восстановлении навыков вождения в автошколе, стоит выделить:
- недопущение чрезмерного стирания протекторов. Для летних шин их высота не должна быть менее 1.6 мм, а для зимних – 4 мм. Это критические показатели, до которых специалисты и педагоги не рекомендуют доводить. Исключение составляют грузовые авто. Их большая масса позволяет использовать резину с высотой протекторов в 1 мм.
- Поддержание в норме давления в шинах. Данные параметры указаны в технической документации к автомобилю.
- Регулярное прохождение техосмотра на СТО.
Заметив на дороге глубокую лужу, необходимо максимально сбавить скорость и очень медленно "переползти" ее. Только так можно практически на 100% предотвратить аквапланирование.
Алгоритм действий при заносе
Почувствовав, что автомобиль стал неуправляемым, запрещено:
- поворачивать руль;
- делать резкие движения;
- тормозить.
Вращения руля в момент отсутствия соприкосновения машины с дорожным покрытием бессмысленны. Однако это спровоцирует резкий бросок авто в сторону при контакте шин с дорогой. Аналогичный исход ждет водителя при нажатии педали тормоза.
Самым правильным поведением водителя будет сохранение спокойствия, отсутствие резких движений и терпеливое ожидания соприкосновения машины с дорогой. Об этом просигнализирует появление возможности управления.
Особую опасность представляет одностороннее аквапланирование. Оно возникает, когда в лужу попадают колеса только одной стороны. Резкое увеличение сопротивления может привести к броску автомобиля в сторону или его полному развороту. При этом у водителя рулевое колесо может вырваться из рук.
Избежать подобного сценария можно, лишь снизив скорость до минимальной допустимой величины.
Как выбрать шины, устойчивые к аквапланированию
Некоторые производители выпускают специальные шины для использования в погодных условиях с повышенной влажностью. Их отличительной особенностью является наличие широких канавок, которые способны отводить большее количество воды за единицу времени, чем аналогичные изделия. Также для них характерен направленный или асимметричный рисунок протекторов.